Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС-21 для обучающихся 1-х классов МБОУ «СОШ №2»с.Белиджи на 2022-2023 учебный год План внеурочной деятельности разработан на основе федеральных и региональных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; - Закона Республики Дагестан от 16.06.2014 г. № 4 8 «Об образовании в Республике Дагестан»; -Закона Российской Федерации от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ «О языках народовРоссийской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28; - Устава МБОУ»СОШ №2»с.Белиджи; - Программы развития МБОУ»СОШ №2»с.Белиджи; - Основной образовательной программы начального общего образованияМБОУ «СОШ №2»с.Белиджи; Согласование плана внеурочной деятельности проведено на заседаниях - родительского комитета МБОУ«СОШ №2»с.Белиджи(протокол № 1 от 31.08.2022 г.); - совета обучающихся (протокол № 1 от 31.08.2022 г.); - педсовета (протокол №1 от 31.08.2022 г.). Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется МБОУ«СОШ№2»с.Белиджи с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико- ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обученияобразовательная организация учитывает: — особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); — результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; — возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; — особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Реализуемые направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ«СОШ№2»с.Белиджи ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитиешкольника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюденияправил здорового безопасного образа жизни. Реализуются программы «Шахматы». 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. «Финансовая грамотность» . 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества «Разговоры о важном» 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлениюумений участвовать в театрализованной деятельности. «В мире искусства» 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. «Народы России- дороги дружбы» 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Умники и умницы» 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшиепри изучении разных предметов. «Азбука речи» Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: — целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; — преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); — учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; — использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это можетбыть, например, спортивный комплекс, Дом культуры и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, вожатые, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч школы, педагогорганизатор. План внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов на 2022/2023 учебный год Направление внеурочной деятельности Количество часов в неделю в 1-х классах Наименование программы классы 1а 1б 1 1 Разговоры о важном 1 В мире изобразительного 1 искусства Народы России- дороги дружбы Умники и умницы 1 Спортивно-оздоровительная деятельность ПроектноИсследовательская деятельность «Азбука здоровья» Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Финансовая грамотность Азбука речи Итого 1 4 1 1 4 Направление внеурочной деятельности Наименование программы классы Спортивно-оздоровительная деятельность Проектноисследовательскаядеятельность Уроки здоровья Коммуникативнаядеятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Количество часов в неделю во 2-х классах 2а 2б 1 1 1 1 Разговоры о важном «В мире изобразительногоискусства» Народы России- дороги дружбы «Умники и умницы» 1 1 Азбука речи 1 4 1 4 Финансовая грамотность Итого Направление внеурочной деятельности Количество часов в неделю в 3-х классах Наименование программы классы 3а Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Уроки здоровья Коммуникативнаядеятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Разговоры о важном «В мире изобразительногоискусства» Народы России- дороги дружбы «Умники и умницы» 1 Финансовая грамотность 3б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 Азбука речи Итого Направление внеурочной деятельности Наименование программы классы Спортивно-оздоровительная деятельность Проектноисследовательскаядеятельность Уроки здоровья Коммуникативнаядеятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Количество часов в неделю в 4-х классах 4а 4б 1 1 1 1 Разговоры о важном 1 «В мире изобразительногоискусства» 1 Народы России- дороги дружбы 1 Финансовая грамотность 1 Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» «Умники и умницы» Азбука речи Итого 1 1 5 5